pavelche1

Category:

Правильное общее освещение художественной студии

В последнее время появилось достаточно много материалов об освещении рабочего места художника разной степени качества и актуальности. Напомню, что я посвятил этому вопросу достаточно подробную статью: https://pavelche1.livejournal.com/544.html

Но, что если поставить вопрос шире: как осветить всю студию целиком качественным бескомпромиссным светом? Не подсветить какие-то локальные рабочие зоны, а залить хорошим светом все помещение? Что если у нас не связаны руки и мы хотим сделать максимум возможного? Ко мне иногда обращаются именно с такой задачей и, на примере реального проекта, я решил поделиться одной из возможных схем общего стационарного освещения художественной студии или реставрационной мастерской.

Еще раз подчеркну — в каждой студии есть свои особенности которые надо учитывать, это одна из многочисленных возможных схем, но, пожалуй, самая востребованная и закрывающая максимальный круг задач. Какие задачи стояли в данном случае? (Возможно они полностью совпадут с Вашими)

План помещения
План помещения

В качестве исходного помещения имеем стандартную прямоугольную комнату 22 кв.м. с обильным остеклением с одной из сторон и высотой потолка 2.9 метра. Дом новый, проводка еще не смонтирована, у нас полностью развязаны руки. Необходимо сделать:

Поперечный разрез
Поперечный разрез

— Максимально равномерный бестеневой свет. В нашем случае потолочный

— Высокий технический уровень света:  показатель CRI не менее 95, отсутствие пульсаций

— Уровень засветки типичных рабочих поверхностей (столы, мольберты) должен быть примерно на уровне 400 Lux или более

— Возможность регулирования светового потока включением и отключением разных зон.


Были приняты следующие технические решения: студия освещается отраженным светом, отражателем служит потолок, окрашенный нейтральной матовой белой краской с высоким коэффициентом отражения. Точечные источники размещаются на индивидуально изготовленных горизонтальных шинах подвешенных к потолку, их расположение и размер подогнаны под размеры помещения для максимально равномерной подсветки потолка.

План светильников
План светильников
Разрез 1-1
Разрез 1-1

Визуализация результата:

В итоге получаем потолок, который служит вторичным источником света максимально большой площади. Визуально и практически мы имеем как-бы помещение со стеклянной крышей. Тот кто бывал в мастерских со световыми фонарем или в атриумах прекрасно знает, как комфортно в них работать и даже просто находиться. Глядя на визуализацию, можно удивиться отсутствию падающих теней. Это не допущение, теней при такой схеме освещения от предметов небольшой площади действительно почти не будет.

Можно ли сделать потолочный свет по другому? Да. Например, если не позволяет высота можно смонтировать светильники на потолке, направив вниз и затянуть их полупрозрачным натяжным потолком, но там появляется много своих нюансов, которые имеет смысл вынести в отдельный разговор.

Теперь перейдем к результатам расчетов и цифрам:

Симуляция показывает, что наш подход верен: все пространство студии залито равномерным ярким светом, в любой точке комнаты, как на горизонтальных, так и на вертикальных поверхностях мы имеем показатели близкие к 400 lux, что нам и требуется. Чтобы примерно понять, что это за цифра, приведу усредненные показатели исходя из опыта — в большинстве жилых комнат со стандартным потолочным светильником освещенность на уровне стола составляет 100-150 Lux, непосредственно под настольной лампой, в самом ярком пятне бывает 250-300 Lux.

Возможность регулировки: каждый точечный источник можно оснастить отдельным диммером, создав максимально вариативную схему регулировки света, но, поскольку это довольно дорогое решение, здесь использовалась более простая, но достаточно гибкая система с 6 независимыми группами простых выключателей. Это позволяет осветить лишь часть помещения или создать имитацию бокового света. Разумеется, если вам нужно подсветить отдельно какую-то зону, постановку и создать для них особенный светотеневой рисунок, то нужно дополнить общий свет небольшим парком разных переносных светильников, создающих острые или мягкие тени в нужных направлениях, например такие: http://origolux.ru/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/

Технические характеристики приведенной схемы:

— Общая электрическая мощность ~300 Вт (Аналог 25-30 ламп накаливания по 100Вт)

— Цветовая температура — 4000К, 5000К, 6000К

— CRI=95-98 (в зависимости от цветовой температуры)

— Суммарный генерируемый поток света ~28000 Lm (Разумеется на отражении мы теряем больше половины, но это оправданные жертвы)

— Расчетный срок службы — более 10 лет (За счет правильных инженерных решений светодиоды работают в щадящем режиме и такой срок вполне реален) 

— Стоимость изготовления комплекта светильников 60-70 тыс. рублей без учета монтажа. Доставка в любой город транспортной компанией.

— Расчет и проектирование производится под Ваши требования и Ваше помещение

Является ли эта схема общего искусственного освещения для художественной мастерской лучшей на сегодняшний момент? В таком варианте и при таком наборе требований — да.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened